Аналогии и метафоры
Аналогии и метафоры помогут вам связать изучаемую концепцию с той, которую вы хорошо понимаете, что является важным условием для успешной систематизации и усвоения знаний.
Ассоциации
Эволюционно наш мозг склонен с легкостью запоминать яркое и необычное. Также он стремится экономить энергию, эффективнее усваивая легкую для понимания информацию.
Ассоциации помогут вам связать информацию, которую вам нужно запомнить, с контрастным и простым образом, тем самым существенно упростить запоминание.
Если вам нужно запомнить несколько элементов, важно связывать ассоциации последовательно, чтобы каждая из них содержала отсылку к следующей. Этим методом легко запоминать различные списки, даты, термины и иностранные слова.
Использование ассоциаций для запоминания последовательного списка
Создаем прямые ассоциации к каждому пункту списка. Можно использовать рифмы.
- Меркурий — Фреди Меркури
- Венера — баба Лера
- Земля — обычная земля
- Марс — батончик Марс
- Юпитер — кондитер
- Сатурн — урна
- Уран — банан
- Нептун — бегун
Связываем ассоциации последовательно.
Солнечные лучи светят на выступающего Фреди Меркури. Из-за кулис выходит баба Лера. Баба Лера бросает обычную землю в большой говорящий батончик Марс. Батончик обижается, жалуется кондитеру. Кондитер со злости пинает мусорную урну. Из урны вылетает банан. Банан подбирает бегун и убегает в закат.
Данный способ также можно использовать для запоминания дат. Цифру удобно ассоциировать со словом, которое начинается на ту же букву.
Использование ассоциаций для запоминания терминов и иностранных слов.
- Создаем ассоциацию для незнакомого слова с помощью поиска похожего по звучанию: Пример: «wittily» — англ, остроумно. Похоже по звучанию на слово «вытри».
- Создаем ассоциацию для значения слова: «Остроумно» = мозг, сидящий на кончике ножа.
- Для запоминания правописания слов можно добавить дополнительные ассоциации: «itti» = зеркальное отражение «IТ».
- Связываем ассоциации друг с другом: Мозг, сидящий на кончике ножа, кричит айтишнику «вытри зеркало!».
Моделирование
Моделирование имеет схожий эффект с методом создания ассоциаций, только теперь вы создаете упрощенную и контрастную реальную модель того, что вы изучаете.
Создание упрощенной модели реальности. Пример: планетарное строение атома. Электроны движутся по орбитам вокруг расположенного в центре атома.
Представления современной физики не позволяют считать, что электроны движутся вокруг ядра по сколько-нибудь определённым траекториям. Но планетарной модели атома вполне достаточно для понимания материала школьной программы.
- Для упрощения запоминания по возможности делаем схематический рисунок модели.
Добавляем в модель движение, звуки, цвета, запахи, представляем, что держим ее в руках.
Тем самым вы образуете больше связей с учебным материалом и текущим состоянием вашего мозга, что заметно повысит шансы на запоминание.
Память — это сохранение состояний ума.
Повторение - мать учения
Исследование, проведенное немецким ученым Германом Эббингаузом в 1885 году, показывает, что после запоминания логически несвязанной информации в течение нескольких минут забывается около ее трети, а через 24 часа человек в среднем способен восстановить только 30% от выученного. Но выяснилось, что с каждым повторением уже изученной информации значительно «тормозится» процесс забывания.
Нужно заметить, что люди обычно занимаются усвоением информации, которая связана логически. Чем лучше человеку удалось структурировать и усвоить новую информацию тем большие промежутки между повторениями могут быть использованы. Из этого следует, что намного эффективнее осознанно подходить к процессу обучения.
Также ученый определил, что эффективней распределить повторения неравномерно:
- в течение часа после изучения
- спустя 8 часов
- через 24 часа
- через пару дней
- через неделю
- через месяц
Использование метода
- Хорошим решением может стать создание графика повторений учебного материала в органайзере.
- Для изучения терминов и иностранных слов можно использовать сервисы со встроенной системой интервальных повторений, например «Anki».
Советы по использованию данных методик
Если ассоциаций, аналогий или моделей слишком много или они слишком громоздки — нарисуйте упрощенную версию каждого образа и поместите рисунок, например, в конспект с учебным материалом, но помните, что главная цель рисунка — помочь в будущем освежить материал в памяти, так что не стоит концентрироваться на его красоте.
Визуализация образов в вашем сознании значительно улучшает запоминание.
Данные методики требуют практики и поначалу могут показаться громоздкими и утомительными, но со временем их использование войдет в привычку.
Не бойтесь жертвовать логичностью ради простоты и контрастности. Стоит заметить, что количество лучше чем качество, когда дело доходит до техник эффективного запоминания.
Старайтесь не совмещать повторение или изучение похожей информации — она легко может перемешаться, ведь во время процесса вспоминания информации происходит ее частичная «перезапись» или реконсолидация.
Совет касательно использования звуков, запахов, ярких цветов, и осязания в моделировании подходит и для других техник запоминания.