Проект закрыт, ничего заказать и купить нельзя! Существует лишь для ностальгии создателя!

Эффективная работа с учебным материалом

Полезное 2016-06-07 в 00:12 1236

Новое знание требует концентрации и напряжения, но постепенно усваивая его, нам нужно все меньше ресурсов для работы с ним. В этой статье мы опишем общие методы, позволяющее лучше осваивать учебный материал.

Фрагменты

Учебный материал можно охарактеризовать как один большой фрагмент информации, состоящий из меньших фрагментов, которые нанизаны друг на друга.

Намного эффективнее постепенно и основательно усваивать фрагмент за фрагментом, чем приступать к новому знанию, не до конца усвоив прежнее.

Процесс обучения напоминает складывание мозаики: отдельные элементы изображения постепенно образуют цельную картину. Но прежде чем приступать к созданию картины, нужно заранее ее представить.

Ознакомьтесь с учебным материалом, прежде чем приступать к усвоению его частей.

Пример: в начале обучения слепому набору на клавиатуре необходима полная концентрация на процессе печати, но тренировки помогают связать элементы моторной памяти для каждого пальца в цельный навык, который практически не требует осознанности.

Сфокусированный режим

Режим полной концентрации на практике или анализе учебного материала.

Помните, что «многозадачность» — не более чем постоянные переключения между объектами концентрации. Данный подход к работе не только заметно менее эффективен, но еще и способствует быстрому утомлению.

В сфокусированном режиме старайтесь избегать отвлекающих факторов, но если вы все же решили, например, параллельно слушать музыку, то выберите треки без вокала на знакомом языке. Нужно заметить, что меньше всего отвлекает знакомая музыка.

Пытайтесь замечать, когда вы отвлекаетесь в сфокусированном режиме. Со временем вы образуете привычку проверять себя в тот самый момент, когда вы отвлеклись.

Расслабленный режим

Режим, во время которого вы не концентрируйтесь на чем-либо сознательно.

В таком режиме мозг начинает связывать образы «случайно», неосознанно и в большем масштабе, по сравнению со сфокусированным режимом.

Если вы чувствуете, что «застряли» на какой-то задаче или работаете над ней слишком долго, рациональнее будет вернутся к ней позже, переключившись на что-то другое.

Особенно хорошо этот подход работает на экзаменах и тестах.

Оценив проблему «свежим» взглядом, можно обнаружить новые способы ее решения.

Активный анализ учебного материала

Во время чтения или просмотра учебного материала пытайтесь выделять сложные части, важную информацию и выводы. Используйте подчеркивание или краткое конспектирование. В случае с видеоматериалами можно записать время важных моментов.

После анализа материала просмотрите выделенную информацию, а также составьте обобщающее резюме. В него можно добавить вопросы по непонятным моментам.

Можно создавать яркие упрощенные модели выделенной информации и связывать их ассоциациями для лучшего запоминания.

Подробнее о методах в предыдущей части оптимизации обучения: «Эффективное усвоение учебного материала».

Следите за скоростью потребления информации. Помните, что с увеличением скорости чтения или просмотра скорость вашего восприятия остается прежней. Прежде чем приступать к работе с учебным материалом, обозначьте, необходим ли его глубокий анализ, насколько он перегружен информацией и содержит ли много незнакомых слов? Это поможет выбрать оптимальный темп работы с учебным материалом.

Дополнения

  • Попробуйте использовать технику «Pomodoro» для чередования сфокусированного и расслабленного режима. Разбейте свое рабочее время на 25-и минутные рабочие сессии (помидорки), делая 5-и минутный перерыв между ними. Экспериментируйте с длинной рабочих сессий, найдите свою оптимальную «помидорку».
  • Совместите метод активной работы с учебным материалом и метод интервальных повторений. Перечитайте выделенную информацию в течение часа, составьте резюме на следующий день, повторите резюме через несколько дней и так далее. Подробнее про метод интервальных повторений — в прошлой части.
  • Функция ускоренного просмотра есть в YouTube и в некоторых видеоплеерах, например, в «VLC media player». Также существует браузерное расширение для скорочтения «Reedy».
  • Самый надежный способ проверить, усвоен ли материал — применить его на практике. Попытайтесь воссоздать ситуацию, в которой вам понадобятся эти знания. Например, решите несколько полных тестов в формате экзамена.

Спонсор данной статьи: Bookvarik.com.ua - интернет-магазине школьной литературы!

Не можете справиться с заданием?
Специалисты нашего проекта помогут вам справиться с любыми заданиями по программированию!
Чтобы оставлять комментарии, необходимо войти или зарегистрироваться